КУРСЫ ФЕХТОВАНИЯ КЛУБА

Баннер

Баннер

Баннер
ЛЕТНИЙ СЕЗОН 2018г.
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ В КЛУБЕ

Баннер
Баннер
КЛУБ ТЕРФЕХТ. ОБНИНСК

Баннер
ОРУЖИЕ ТВОЕГО РАЗВИТИЯ

Баннер
Баннер
Баннер

История метода Терапевтическое смысловое фехтование (Logo fencing)

Суть терапевтического фехтования как психологической практики сводиться к базовому императиву «Как я фехтую, так я и живу». И здесь нам открывается два основных направления работы: диагностическое и собственное терапевтическое. Диагностическое направление базируется на проявлении в процессе фехтования основных поведенческих моделей, которые в силу целого ряда факторов травматического характера бывают искажены и деформированы. В качестве примера можно привести характер влияния родовых травм на поведение человека. Например, люди с задержкой родов трудно принимают решение, долго колеблются и приступают к выполнению на недостатке энергии. И, наоборот, люди со стремительными родами приступают к действию, не задумываясь, и не уделив должное внимание исследованию среды, поэтому часто травмируются и травмируют других. Травмы и деструктивные влияния могут быть и другого характера: потери близких, попадание в ситуацию угрозы жизни и жизненным интересам. Терапевтическое фехтование позволяет не только идентифицировать источник травмы, но самое главное характер ее влияния на поведение человека.

Терапевтическое направление работы, опираясь на полученную в ходе диагностики информацию, предлагает клиенту коррекционные формы поведения, которые отрабатываются в ходе выполнения специальных упражнений и терапевтических поединков, а после переносятся на жизнь. В результате подобного рода тренировок вырабатываются устойчивые адекватные жизненной ситуации поведенческие модели, что улучшает качество жизни человека, он легче достигает поставленных целей, налаживает конструктивные отношения в семье и на работе.

Термин Терапевтическое фехтование я начал использовать примерно с 2005г. Работы по этой тематике в научной литературе я стал публиковать с 2007г. [3] Чуть позже его стал использовать и развивать в своих работах мой первый ученик в данной сфере Лукъянов О. [6] При этом в фокусе нашего внимания были в основном аспекты психического и личностного здоровья, которые можно развивать и прорабатывать с помощью фехтовальных практик.

Исторически сложилось, что я и мои ученики стали работать с деревянными мечами (боккенами) и мягкими мечами (чонбара). Впервые с практикой использования деревянного меча-боккена в психотерапевтических целях я встретился в 1993г. в Центре Экзистенциально-инициальной терапии Карлфрида Дюркхайма. Очевидно, что Дюркхайм адаптировал свой опыт Кен-Дзюцу, который он приобрел за время жизни в Японии к психотерапевтической практике, поскольку был профессиональным психологом. Лично я участвовал в нескольких групповых сессиях, которые проводил ученик Дюркхайма Томас Шинделин. В основе практики Т.Шинделена было выполнение прямого удара мечом в индивидуальном и парном формате без контакта. Эта практика носила название «Инициальная работа с мечом», фехтования как такового в ней не было. В центре данной практики лежало проявление в движениях с мечом личностных стратегий и состояния клиента и последующая работа с ними.

Вернувшись в Москву, я стал активно развивать эту практику в групповом формате, вводя в нее элементы контактного фехтования, с которыми познакомился в студии прикладного фехтования СПАТА Андрея Зимина. В начале 2000-х. совместно с Лукъяновым О.В., который познакомился с моим методом на моих семинарах в Бирштонасе и на Байкале (в 2003-2006г.) vs разработали понятие терапевтического поединка, которые в версиях обоих авторов значительно отличаются. В частности Лукъянов в большей степени фокусируется на формате терапевт-клиент. Т.е. терапевт формирует и использует в ходе поединка целенаправленные ответы на запрос клиента. Собственно поэтому его стиль терапевтического фехтования и получил название репликативный (реплика – это ответ).

В моем подходе терапевтическому поединка фокус смещается на самого клиента. Т.е. он сам ставит свою терапевтическую задачу (например, научиться устанавливать партнёрские отношения с противоположным полом, справиться с управлением эмоциями, научиться понимать партнёра и адекватно реагировать и т.д.), и сам ее отрабатывает в поединке, решая ее последовательно от одного поединка к другому, сверяясь с обратной связью партнеров по поединку, тренера и группы.

Таким образом, в моем подходе терапевтический поединок – это моделирование посредством фехтования жизненной ситуации клиента для выработки более конструктивных и адекватных поведенческих моделей, которые потом переносятся в реальную жизнь. Позже терапевтический поединок эволюционировал в фехтовальные динамические расстановки, в ходе которых жизненная ситуация клиента моделируется посредством распределения ролей.

С момента возникновения терапевтического поединка можно говорить о возникновении метода «Терапевтического фехтование». Лукъянов свое направление обозначил свое направление как «Терапевтическое фехтование. Репликативный стиль.» Мое направление стало обозначаться как просто «Терапевтическое фехтование», а в последние годы еще и как «Смысловое фехтование» (Logo fencing).

В основе репликативного терапевтического фехтования, лежит понятие реплики (ответа), которое терапевт дает на конкретный запрос (действие) клиента в процессе терапии, при этом часто используются элементы амплификации (т.е. усиления ответа), что способствует повышению осознанности ранее неосознаваемых поведенческих моделей и далее осмысленной их коррекции. Данное направление развивает Лукъянов О.В. со своими учениками: Тверсковой О., Волынец К., Кошельской Т. и др. В основе смыслового терапевтического фехтования лежит целенаправленная проработка проблемных зон и ситуаций клиента через постановку терапевтических задач на предстоящий поединок, а также через моделирование сложных жизненных ситуаций в специальных динамических фехтовальных расстановках. Это направление развиваю я, и мои ученики: А.Шлюкханов, К.Жуков, В.Щепин. П.Коровников, А.Сигутин.

К 2010-му году у меня сформировался целостный 5-ти модульный 15-ти дневный курс терапевтического фехтования, который с тех пор проводиться на постоянной основе 1 раз в год в Иркутске и 2 раза в год в Москве. Курс также проводился в таких городах как Нижний Новгород, Астрахань, Обнинск и Благовещенск, отдельные модули и семинары по терапевтическому фехтованию также проводились в разных городах России и СНГ. Курс получил название «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ»:

Модуль 1: «Я есть. Мое присутствие в жизни».

  • Мое присутствие в моей жизни. Мера Присутствия. Достаточно ли моего Присутствия в моей жизни? Границы моего Присутствия, смысл и задачи границ. Удерживание и преодоление границ. Влияние других на мое Присутствие. Присутствие в утверждении и Присутствие в отрицании. Молчаливое Присутствие.
  • Присутствие других в моей жизни. Какое влияние оказывают другие люди на меня и на мою жизнь. Достаточно ли этого присутствия или его слишком много. Что я делаю с присутствием других людей. Со-присутствие с другими. Целостность.
  • При-сутствие как бытие при сути. Смысл и задачи моего присутствия. Что значит быть и зачем быть? Формы бытия (отношения с близкими людьми, работа, место жительства, увлечения, привычки) и их смена. Кризисы при смене форм и как их преодолеть.
  • Решимость как основа Присутствия. Вовлеченность и участие, со-причастность. Верность своей позиции. Влияние моей позиции на позицию другого. Быть в том, что ты делаешь. Присутствие и боль. Присутствие и радость.

Модуль 2. "Ясность бытия".

  • Ясность и определенность. Ясность при работе с мечем и ясность в жизни. Ясность и расплывчатость. Ясность и туманность. Прояснение жизни с помощью меча. Отражение своей жизни формы с помощью техники ведомого рисования вначале и в конце модуля.
  • Ясность в отношении самого себя. Ясность в понимании границ моего «Я». Я идеальный и я реальный». Взгляд на себя глазами других людей. Соотношение «План –факт» в моей жизни. Прояснение я концепции и соединение ее с реальностью.
  • Ясность и туманность в личных отношениях. Границы моих личных отношений. Определенность и двусмысленность. Совместность и тело общего взаимодействия. Мое и не мое в личных отношениях.
  • Экзистенциальная прозрачность. Прозрачность жизнеформы для Сути. Зачем нужна прозрачность. Признаки непрозрачности. Связь самообмана с обманом других. Честность при работе с мечем и в жизни.

Модуль 3. «Бытие-вместе».

  • Экзистенциальные основы совместности. Совместность и отдельность. Что способствует и что препятствует совместному бытию. Партнерство и вражда. Доверие и подозрительность. Уверенность и вера. Умение учить и учиться.
  • Любовь и забота как важнейшие экзистенциальные основы совместности. Развития способности мыслить проспективно на основе тренировки фехтовальных фраз. Терпеливость. Принятие. Забота и решительность. Замещающая и оберегающая забота. Любовь.
  • Тело взаимодействия. Что такое тело взаимодействия? Этапы жизни тела взаимодействия: рождение созревание и смерть тела взаимодействия. Научение тела взаимодействия. Цели и смысл тела взаимодействия.
  • Соразмерность и адекватность. Адекватное при-сутствие. Работа в парах в контакте. «Я» и «другой», «мы». Дистанция. Опасность. Защита. Переход на работу с двумя мечами.

Модуль 4. «Целостность».

  • Как мы понимаем целостность. Целостность тела и целостность бытия-в-мире. Соединение внешнего и внутреннего. Преодоление барьеров эгоцентричности. Восприятие себя как целого с миром.
  • Тело взаимодействия и тело жизни. Переживание целостности себя с партнером и с миром: «Глаз, которым вижу я, и глаз который видит меня – одно». От тела взаимодействия к телу жизни. Жизнь как целое. Дилемма перышка и ветра в контексте целого.
  • Я и мир. Как я переживаю мир. Открытость и закрытость к миру. Преодоление чувства разделенности и отдельности с миром. Я и природа. Целостность и красота. Искусство движения в контексте целого.
  • Целостность как основа жизненного здоровья. Терапия как исцеление и возвращение к целостности. Целостности и личная миссия. Целостность личной духовной и трудовой жизни. Тренировка целостности в работе с одним и несколькими партнерами. Усложнение фехтовальных фраз. Расширение восприятия.

Модуль 5. «Путь».

  • Жизнь как целое. Цельность жизни во времени. Жизнь как песня. Понимание основной мелодии жизни. Фальшивая и честная игра. Богатство и бедность звуков. Запевы и припевы. Кульминация и финал.
  • Жизнь как путь. Подъемы и спуски. Целостность дня целостность года. Целостность жизненного пути. Трудные участки и движение в потоке. Ваги и попутчики. Знаки и искушения. Цель и смысл Пути.
  • Спиралеобразный характер бытия. Повторяющиеся события. «Дежавю» с экзистенциальной точки зрения. Развитие и зацикленность. Преодоления негативный повторяющихся шаблонов. Готовность к повторениям на новых витках спирали.
  • Смыслы и ценности, миссия. Экзистенциальная позиция. Участие и причастность. Способность бросить вызов и принять вызов. Что есть победа и что есть поражение. Целенаправленность и целеустремленность. За что я готов сражаться, а за что не готов? Терапевтический турнир.

Вся указанная выше экзистенциальная проблематика последовательно прорабатывается в курсе от модуля к модулю. Подбор фехтовального инструментария к каждой теме является итогом двадцатилетней работы автора в этом методе. К собственно авторским моментам в этом курсе можно также отнести его структуру и последовательность элементов с точки зрения содержания, методики подготовки и проведения терапевтического поединка, терапевтического турнира, динамических фехтовальных расстановок, используемый в работе тезаурус, а также инструментарий работы с родовыми и перинатальными травмами.

В 2015г. мой ученик, практикующий терапевтическое фехтование в Нижнем Новгороде Владимир Щепин предложил использовать термин Смысловое фехтование как более привлекательный для людей считающих себя здоровыми. С этого времени метод стал идентифицироваться под обоими названиями Смысловое и Терапевтическое, в конце концов объединившись в Терапевтическое Смысловое Фехтование, в английском варианте мы закрепляем за ним название logo fencing.

 

СОБЫТИЯ




Баннер
ПОЕДИНОК В ЛЕСУ

Баннер
Фехтуем

МЯГКИМ БОККЭНОМ
ЗАВАЛИЛ

...
Рейтинг@Mail.ru